Продажа товаров через интернет-магазин (доставка не включена в стоимость товаров)


Продажа товаров через интернет-магазин (доставка не включена в стоимость товаров)

Интернет-торговля — это динамично развивающаяся отрасль, которая стала неотъемлемой частью современного общества и средством дистанционной реализации товаров.

Продажа товаров дистанционным способом — это торговля по договору купли-продажи, заключаемому без непосредственного контакта покупателя с товаром на основании предложенного продавцом описания потенциальной покупки, опубликованного в каталогах, проспектах, буклетах, а также в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 2 ст. 497 ГК РФ, постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом» (далее — Правила продажи), ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 2300-1)).

На сайте интернет-магазина, где покупатели будут делать заказ, должна быть представлена информация не только о полном фирменном наименовании продавца и его местонахождении, но и данные о товаре: потребительских свойствах, месте его изготовления, цене, гарантии, сроке годности, условиях приобретения, способе оплаты и доставке (п. 2 ст. 26.1 Закона № 2300-1, п. 8 Правил продажи).

Информация о товаре, размещенная на сайте продавца, которая содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи, является публичной офертой (п. 2 ст. 437, ст. 494 ГК РФ, абз. 2 п. 12 Правил продажи). Следовательно, продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании. Подписывать такой договор с каждым покупателем не обязательно. Данный договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека (иного документа), подтверждающего оплату товара, либо с момента получения продавцом от лица сообщения о намерении приобрести товар (абз. 1 п. 20 Правил продажи).

В соответствии со ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

При продаже товаров через интернет-магазин существуют следующие способы расчетов с покупателями:

  • оплата наличными курьеру (см. подробнее «Продажа товаров через интернет-магазин (оплата наличными)»);
  • расчеты посредством банковской карты (см. подробнее «Продажа товаров через интернет-магазин (оплата банковской картой)»);
  • оплата наложенным платежом при доставке товаров по почте;
  • переводы с использованием электронных платежных систем (см. подробнее «Продажа товаров через интернет-магазин (электронные деньги)»).

В бухгалтерском учете товары представляют собой часть материально-производственных запасов организации (п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (далее — ПБУ 5/01)). На основании п. 5 ПБУ 5/01 товары, приобретенные организацией для продажи, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости и оцениваются по стоимости их приобретения (п. 6 ПБУ 5/01).

Организации, осуществляющие розничную торговлю, вправе производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок). При определении продажной цены товара сначала определяют его фактическую себестоимость, а затем суммой торговой наценки, отражаемой по кредиту счета 42 «Торговая наценка» в корреспонденции с дебетом счета 41 «Товары», «доводят» покупную стоимость товара до его продажной цены. При формировании продажной цены товара необходимо учесть сумму НДС, который будет уплачен после реализации товаров (п. 6 ст. 168 НК РФ). Использование продажных цен должно быть закреплено в учетной политике организации.

В общем случае фактическая себестоимость товаров не подлежит изменению (п. 12 ПБУ 5/01).

В налоговом учете товарами признается любое имущество, предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ), а оценка товаров зависит от способа их поступления в организацию. Порядок формирования стоимости приобретения товаров устанавливается налогоплательщиком в учетной политике и применяется в течение не менее двух налоговых периодов (ст. 320 НК РФ).

Организации, осуществляющие розничную торговлю и производящие оценку приобретенных товаров в бухгалтерском учете по продажной стоимости, для целей налогообложения прибыли оценивают товары исходя из цен их приобретения без учета НДС (за исключением случаев, предусмотренных НК РФ).

В бухгалтерском учете на основании п. 16 ПБУ 5/01 списать проданные товары можно только тремя способами: по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (ФИФО), по средней себестоимости, по себестоимости каждой единицы.

Если организация розничной торговли учитывает товары по продажным ценам, то учет торговой наценки ведется на счете 42 «Торговая наценка». Суммы, учтенные на этом счете, могут только сторнироваться, а не списываться с дебета.

В налоговом учете при продаже покупных товаров торговая организация вправе уменьшить доходы от реализации этих товаров на стоимость их приобретения одним из следующих способов: по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО), по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО), по средней стоимости, по стоимости единицы товара. Обращаем внимание! Принят Федеральный закон от 20.04.2014 № 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую налогового кодекса РФ», который отменяет метод оценки МПЗ по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО) при их списании для целей налогового учета (абз. 5 п. 8 ст. 254 НК РФ и абз. 3 пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). Закон вступает в силу с 01.01.2015.

В соответствии с п. 2 ст. 458 ГК РФ, если из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке или выдаче товара в месте его нахождения покупателю, то обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное. Таким образом, если услуга по доставке товара оказывается покупателю на основании договора перевозки груза и оплачивается отдельно от оплаты товара, то она рассматривается как самостоятельный вид предпринимательской деятельности.

Существуют различные варианты доставки товара покупателю со склада поставщика.

Доставка товара осуществляется покупателем:

  • своими силами;
  • силами привлеченной транспортной компании.

Доставка товара осуществляется  продавцом (порядок учета зависит от того, включена ли стоимость доставки в цену товара или установлена сверх нее).

Стоимость доставки включена в цену товара. Стоимость доставки фактически увеличивает цену реализации товара, соответственно, в выручку от реализации товара включается его полная стоимость, которая сформирована с учетом стоимости доставки. Более подробно см. «Продажа товаров через интернет-магазин (доставка включена в стоимость товаров)».

  • Товар покупателю доставляет продавец собственным транспортом.
  • Товар покупателю доставляет продавец с привлечением сторонних транспортных организаций.

Стоимость доставки не включена в стоимость товара. Если продавец доставляет покупателю товар, при этом услуги по доставке не включены в цену товара, то возникают гражданско-правовые отношения по оказанию услуг по перевозке товара. То есть продавец фактически осуществляет два вида деятельности: торговлю товарами и оказание транспортных услуг. Соответственно, возникает необходимость раздельно учитывать доходы по двум видам деятельности.

  • Поставщик доставляет товар покупателю своими силами. В этом случае факт транспортировки товара подтверждается транспортной накладной (письмо Минфина РФ от 22.12.2011 № 03-03-10/123, письмо ФНС России от 21.03.2012 № ЕД-4-3/4681@). На стоимость товаров и стоимость доставки оформляются счета-фактуры (п. 3 ст. 168 НК РФ).
  • Поставщик доставляет товар покупателю с привлечением сторонних транспортных компаний.

Обратите внимание! При доставке товаров продавец, используя услуги третьих лиц, обязан информировать об этом покупателя (п. 3, п. 22 Правил продажи).

Рассмотрим пример, в котором организация реализует товары через интернет-магазин за наличный расчет. Стоимость доставки не включена в цену товара. Доставка товаров осуществляется собственной курьерской службой. Оплата за товар и доставку производится наличными денежными средствами курьеру, который выдает покупателю чек ККТ в момент оплаты. В соответствии с учетной политикой товары учитываются по продажным ценам с использованием счета 42 «Торговая наценка».

Пример

Организация ООО «Стремительный НЭТ» реализует товары через предварительное резервирование на сайте интернет-магазина. Покупатель (физическое лицо) заказал через интернет-магазин Монитор HP Envy 27 стоимостью 17 000,00 руб. (в т.ч. НДС 18% — 2 593,22 руб.). Стоимость доставки составляет 900,00 руб. (в т.ч. НДС 18% — 137,29 руб.). Доставка не включена в цену товара и оплачивается отдельно. Доставка товара осуществляется собственной курьерской службой. Оплата производится наличными денежными средствами курьеру, который выдает покупателю чек ККТ в момент оплаты товара. Выручка была сдана курьером в кассу организации в тот же день. В соответствии с учетной политикой товары учитываются по продажным ценам с использованием счета 42 «Торговая наценка», расчет которой осуществляется в конце месяца.

Выполняются следующие хозяйственные операции:

  1. Учет розничной выручки за реализованные товары и доставку покупателю (оформление справки-отчета кассира-операциониста по форме № КМ-6).
  2. Сдача наличной денежной выручки в кассу за реализованные товары и оказанные услуги по доставке (оформление приходного кассового ордера).
  3. Расчет торговой наценки по проданным товарам (оформление бухгалтерской справки-расчета).