Продажа товаров через интернет-магазин (оплата наличными)


Интернет — это глобальная информационная система, которая стала неотъемлемой частью современного общества и средством дистанционной реализации товаров.

Продажа товаров дистанционным способом — это продажа по договору купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром, а также с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 2 ст. 497 ГК РФ, постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом» (далее — Правила продажи), ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 2300-1)).

На сайте интернет-магазина, с которого покупатели будут делать заказ, должна быть представлена информация не только о полном фирменном наименовании продавца и его местонахождении, но и данные о товаре: потребительских свойствах, месте его изготовления, цене, гарантии, сроке годности, условиях приобретения, способе оплаты и доставке (п. 2 ст. 26.1 Закона № 2300-1, п. 8 Правил продажи).

Информация о товаре, размещенная на сайте продавца, которая содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи, является публичной офертой (п. 2 ст. 437, ст. 494 ГК РФ, абз. 2 п. 12 Правил продажи). Следовательно, продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании. Подписывать такой договор с каждым покупателем не обязательно. Данный договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека (иного документа), подтверждающего оплату товара, либо с момента получения продавцом от лица сообщения о намерении приобрести товар (абз. 1 п. 20 Правил продажи).

Покупатель имеет право отказаться от товара в любое время до его передачи, а после того как товар передан — в течение 7 дней (п. 21 Правил продажи).

Продажа товаров через интернет относится к категории «Розничная торговля, осуществляемая через телемагазины и компьютерные сети» (код ОКВЭД 52.61.2).

Обратите внимание! При дистанционной торговле применение специальных режимов в виде ЕНВД и ПСН организациями (индивидуальными предпринимателями) не предусмотрено (ст. 346.27 НК РФ, письмо Минфина России от 29.04.2008 № 03-11-05/105, письмо Минфина России от 29.11.2007 № 03-11-05/277).

При продаже товаров через интернет-магазин существуют следующие способы расчетов с покупателями:

  • оплата наличными курьеру — покупатель производит оплату наличными денежными средствами за товар курьеру, который в свою очередь, выдает чек ККТ.
  • расчеты посредством банковской карты — продавец должен зарегистрироваться в системе электронных платежей и заключить с обслуживающим банком договор интернет-эквайринга, на основании которого кредитная организация откроет продавцу специальный счет, куда будут поступать денежные средства от покупателей (см. статью «Продажа товаров через интернет-магазин (оплата банковской картой)»).
  • переводы с использованием электронных платежных систем («электронный кошелек»). Для использования данной системы расчетов, продавец должен зарегистрироваться в выбранной платежной электронной системе (Webmoney, Яндекс Деньги, Rupya, LigPay и т.п.) и заключить посреднический договор с агентством, которое в дальнейшем будет осуществлять перевод электронных денег. Далее продавец размещает на своем сайте информацию для покупателей — через какую систему следует производить расчеты за товар (см. статью «Продажа товаров через интернет-магазин (электронные деньги)»).
  • оплата наложенным платежом при доставке товаров по почте — продавец передает товары в почтовую службу. Денежные средства, которые покупатель вносит в кассу почтового отделения при получении товара, сотрудник почтовой службы оформляет как платеж в адрес продавца товаров. Далее деньги переводятся продавцу в безналичном порядке. Если же продавец получает денежный перевод наличными, при его получении он должен оприходовать наличную выручку в общем порядке и отпечатать чек контрольно-кассовой техникой.

В случае продажи товаров через интернет-магазин населению за наличный расчет на основании ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон № 54-ФЗ) применение контрольно-кассовой техники (ККТ) обязательно (письмо Минфина России от 27.09.2013 № 03-01-15/40098). Более подробно о ККТ см. справочник «Контрольно-кассовая техника».

Обратите внимание! При продаже товаров организация обязана выдавать покупателю чек ККТ не ранее чем за 5 минут до реального совершения покупки (абз. 4 п. 1 ст. 5 Закона № 54-ФЗ, письмо ФНС России от 10.07.2013 № АС-4-2/12406@, письмо Минфина России от 24.05.2013 № 03-01-15/18769). Соответственно, при дистанционнной торговле организация обязана применять ККТ непосредственно в момент оплаты товаров. Штраф за нарушение вышеуказанного порядка предусмотрен ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Организация может выдать автономную (портативную) ККТ каждому курьеру, который будет пробивать кассовый чек непосредственно в момент передачи товара покупателю.

Ранее в письме ФНС России от 01.02.2012 № АС-4-2/1503 содержалась информация о том, что при дистанционной торговле можно выдавать покупателям заранее отпечатанный чек ККТ.

Существуют различные варианты доставки товара покупателю со склада поставщика: самовывоз, доставка курьером поставщика или сторонней организацией, занимающейся курьерской доставкой. Стоимость доставки может включаться в цену товаров или оплачиваться отдельно.

Организации розничной торговли вправе учитывать товары по стоимости их приобретения или по продажным ценам с отдельным учетом наценок (абз. 2 п. 13 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н)).

В случае учета товаров по продажным ценам при передаче товара покупателю со счета 41 «Товары» списывается учетная (продажная) стоимость этого товара, а со счета 42 «Торговая наценка» — относящаяся к нему сумма торговой наценки. Суммы, учтенные на счете 42, могут только сторнироваться, а не списываться с дебета.

Возможность учета товаров по продажной цене представляет собой право, а не обязанность организаций розничной торговли, но использование продажных цен должно быть закреплено в учетной политике.

Рассмотрим пример, в котором организация реализует товары через интернет-магазин за наличный расчет. Стоимость доставки включена в цену товара. Доставка товаров осуществляется собственной курьерской службой. Оплата производится наличными денежными средствами курьеру, который выдает покупателю чек ККТ в момент оплаты товаров. В соответствии с учетной политикой товары учитываются по продажным ценам с использованием счета 42 «Торговая наценка», расчет которой осуществляется в конце месяца.

Пример

Организация ООО «Стремительный НЭТ» реализует товары через предварительное резервирование на сайте интернет-магазина. Два разных физических лица (покупатели) заказали через интернет-магазин роутер D-Link DFL-260E стоимостью 11 820,00 руб. (в т.ч. НДС 18% — 1 803,05 руб.) и цифровую фоторамку Sony DPF-HD1000 стоимостью 6 690,00 руб. (в т.ч. НДС 18% — 1 020,51 руб.). Стоимость доставки включена в цену товаров. Доставка товаров осуществляется собственной курьерской службой. Оплата производится наличными денежными средствами курьеру, который выдает покупателю чек ККТ в момент оплаты товаров. Выручка была сдана курьером в кассу организации в тот же день. В соответствии с учетной политикой товары учитываются по продажным ценам с использованием счета 42 «Торговая наценка», расчет которой осуществляется в конце месяца.

Выполняются следующие хозяйственные операции:

  1. Учет розничной выручки (оформление cправки-отчета кассира-операциониста по форме № КМ-6).
  2. Сдача наличной денежной выручки в кассу (оформление приходного кассового ордера).
  3. Расчет торговой наценки по проданным товарам (оформление бухгалтерской справки-расчета).